Хождение по ТЮФам или как заставить Германию признать российский Volkswagen

  

Это произошло. Нам удалось убедить немцев в том, что мой Polo вполне достоин ездить по немецким городам и весям. Российский экстерьер — немецкий номер. Отныне я больше не тварь дрожащая, а право имею. Мало того, местными автомастерами автомобиль вполне заслуженно был признан достойным уровня наивысшего экологического класса Euro-4, о чём теперь свидетельствует наклейка на лобовом стекле. (Вся предыстория - вот тут). 

Вот он, мой Polo с заветной литерой D на голубом фоне

Одним солнечным немецким днём, стоя на пороге очередного автосервиса, я осознавала всю глубину несправедливости мира. Вот он, прекрасный автомобиль, новый Volkswagen Polo, приятная комплектация, отличные технические характеристики, радующая душу цена при покупке и чудесные условия всемирного гарантийного обслуживания. 

Но нет. Водить этот результат немецко-российского автопрома на родине его создателей я не могла. И страшно было то, что перспектив у этой истории никаких видно не было.

К этому моменту осознания тщетности бытия уже четыре сервиса TÜV  заявили своё категорическое «нет» всем нашим просьбам и уговорам заняться-таки вопросом.  

Опыт, сын ошибок трудных, - штука полезная. Особенно если получить его со стороны. У нас опыта на тот момент не было. В Российских интернетах информации, которой я сейчас поделюсь, нет. В иностранных – тоже нету, потому что регистрация российских автомобилей здесь - скорее нонсенс. 

И, да! Для тех, кто пытается переводить написанное английским по белому, найденное через пять минут поиска в Гугле (цитата из одного моего эмоционального читателя) – там речь о машинах, собранных на территории Европы и для компаний-дилеров.

Итак.

В «дано» у нас - автомобиль иностранного концерна, собранный на российском заводе. VIN-номер - российский и в европейской базе данных не состоящий. Есть сделанная ещё в России и на всякий случай ксерокопия ПТС с нотариальным переводом на немецкий, сам же ПТС отобрали в ГИБДД, когда снимали машину с регистрации. СТС выдан на транзитные номера, которые действуют десять дней с момента выдачи. Есть договор купли-продажи. От автодилера в России, опять таки на всякий случай, но уже в Германии, по электронной почте получен скан "Одобрения типа транспортного средства для Таможенного союза (ОТТС)". А ещё есть страстное желание зарегистрировать машину по новому месту жительства.

Задача: стать обладателем машины, на которой можно ездить по Германии, то есть зарегистрировать её и получить номера, а для этого купить страховку, для чего в свою очередь, нужен TÜV, который не бывает без Сертификата соответствия европейским техническим и экологическим стандартам - COC (Certificate of conformity), без которого не выдадут TÜV, без которого не продадут страховку, без которой не поставят на регистрацию в Германии и не выдадут номера, без которых машину водить нельзя. 

Подготовкой необходимой технической документации на автомобили в Германии занимаются компании, одноименные с документом TÜV. Но есть и сервисы-посредники, которые время от времени по мере необходимости выписывают к себе специалистов TÜV для решения узкопрофильных задач. 

Компании эти либо оформляют COC и TÜV на основе имеющихся документов, либо проводят тщательную диагностику, замеры, взвешивания, прослушивания и пронюхивания автомобиля, и составляют его полную диагностическую карту с нуля. Первый вариант стоит порядка 500 евро, второй - от двух тысяч. 

До этого момента всё вроде понятно. А потом начинается. 

Может с немецкими автомобилями получить TÜV также легко, как надуть эти мыльные пузыри... Но не с российскими

Беда в том, что нет в Германии такого закона, который может обязать специализированные компании нашей проблемой заниматься. Дело муторное, долгое, не очень доходное, ещё и клиенты душу тянут всё время. На этом основании компании эти специализированные в массовом порядке в предоставлении документов отказывают. «Нет, - говорят, - не хотим, не можем. Чем помочь – не знаем. Кто вам поможет — тоже не знаем. Куда вам идти – сами решайте. Всего вам доброго, хорошего дня».

Как известно, в состоянии отчаяния человек решается на совсем уж нелепые поступки. Однажды тёплым немецким вечером, вернувшись домой с работы, мой муж сообщил, что по пути заглянул на таможню, которая помогла нам в своё время сэкономить 2600 евро на растаможивании

По правде сказать, таможня никакого отношения к техосмотру машин не имеет, но именно там, решил муж, работают люди, которые не по долгу службы, а по опыту житейскому могут что-то знать. И они знали. Они дали нам адрес одной конторы. 

Технический сервис Bosch. (А? Кому-нибудь могло прийти в голову, что это может сработать? Нам -нет. Но мы отправились туда). 

Убелённый сединами дяденька с грустными, как у бассет-хаунда, глазами посмотрел на нас внимательно из-под бровей и сказал: «Можно попытаться, процентов 80, что получится». Изматывающих вопросов про COC он не задавал. В выложенные перед ним бумажки смотрел невнимательно. Рыдания слушал вполуха. А потом показал пальцем на парковку перед его небольшим ангаром, где стояло с десяток итальянских машин. «Видите? – говорит. – У них не было вообще никаких документов. У вас хоть что-то есть». 

А потом произошло немыслимое для меня, как для гражданки Российской Федерации. Бассет-хаунд сообщил, что ему нужны все документы на машину, а также сама машина и ключи от неё. В последний раз посмотрел на нас долгим печальным взглядом, велел ждать звонка и удалился в недра своего сервиса. А мы остались стоять. Без машины, без ключей и без каких бы то ни было документов. 

- А как же договор на предоставление услуги? Акт приёмки машины с картой осмотра? А как же хоть какая-то расписка? Ну, хоть что-нибудь? 

- Зачем? – муж искренне не понимал для чего всё это нужно.

- Как «зачем»? А продадут? И ищи её потом в Польше какой-нибудь.

- Люда, ты в Германии. 

Эту присказку, надо сказать, я слышу уже не в первый раз. Но принять её как часть новой реальности моя психика пока отказывается. 

- И что, что в Германии? Что тут у вас, машины не угоняют? 

- Угоняют, но не из сервисов. Если твоя машина пропадёт, сервис будет компенсировать полную её стоимость.

- На основании чего? 

- Договора купли-продажи, таможенных документов и наших свидетельских показаний.

Ну, будь по-вашему, товарищи немцы. Я, действительно, в последнее время начинаю подозревать, что прилетела с планеты "Не-будь-лохом". Но внутренний дискомфорт от этого всё равно не меньше. Дабы не множить сущностей, решила тихо уйти в себя и плотно закрыть за собой дверь. Будь что будет.

А было вот что. Мой Polo растворился в недрах сервиса вместе с копией недействительного ПТС, оригиналом СТС и сервисной книжкой. И с этого момента время как будто замедлилось. 

Прошла неделя. От сервиса - тишина.

- А чего они не звонят?

- Потому, что им нечего сказать, - я, конечно, не эксперт, но за мою жизнь я ни разу не встречала женщин, умеющих удовлетворяться таким ответом.

- А вдруг они про нас забыли? А вдруг нашей машины уже нет? Вдруг её уже водит какой-нибудь Янек или Витас? А вдруг они просто… я не знаю, издеваются? Будь проклят день, когда я села за баранку этого пылесоса! Аааааа, машинка мояаааа! Почему мир так жесток?! Они точно про нас не забыли?! 

Мой муж вздохнул и позвонил на сервис. 

Ответ: 

- Приезжал техник из одного TÜV, посмотрел, сказал, что не будет этим заниматься. Ищем другого. Параллельно запрашиваем Вольфсбург о СОС. Пока молчат.

Ещё неделя. Ответ немного другой: 

- Ещё двое специалистов отказались. Но один техник TÜV из Штутгарта согласен заняться нашим вопросом. Вольфсбург отправил в Россию, связываемся с ними.

Ещё неделя. 

- Россия пока не ответила.

Ещё неделя. 

- Слушайте, если хотите, я могу дать вам телефон в VW, звоните сами, если терпения нету! Я не могу ускорить процесс, который от меня не зависит. Будет информация – я вам позвоню!

Поджимаю хвост, перестаю доставать.

Ещё спустя неделю раздался звонок с сервиса:

- Техник TÜV из Штутгарта приезжал, осмотрел машину, никаких претензий с его стороны ни к одному из показателей нет. Всё, что теперь нужно – омологация на ваш автомобиль.

- Чего?

- Омологация.

- Это, простите, что? 

- То же, что СОС, только для российских машин. Приезжайте, у нас есть контакты в российском представительстве, но мы по-русски не говорим. Нужно, чтобы ваша жена с ними пообщалась и попросила прислать омологацию. 

Приехать – не вопрос, поговорить – тоже, знать бы, про что говорить? Что это такое-то - омологация? И, интересно, знают ли это слово в российском представительстве? И как это перевести на русский? Хорошо, что я журналист. Есть опыт проведения интервью на непонятные темы с применением незнакомой лексики… 

- Давай на всякий случай возьмём тот скан 16 страниц для Таможенного союза, которые мне из России прислали? – предлагаю я мужу, перед тем как отправиться на сервис. И сама не верю в то, что это необходимо.

- Зачем?

- Ну, пусть будут… 

…Бассет-хаунд при нашем появлении посмотрел на нас рассеянным взглядом и протянул бумажку с российским телефонным номером. Я сразу узнала его. Это был номер горячей линии представительства VW в России. Мы шли уже на пятый круг по той же самой траектории. «Это ничего не даст! - затрепыхалось в голове. – Это уже было! Это не поможет!» И тогда я решилась. 

- Вот, - выдохнула я и выложила на стойку шестнадцатистраничный розоватый скан «Одобрения типа транспортного средства для Таможенного союза». Бассет-хаунд приподнял брови, от чего складки на его лбу стали ещё глубже. В его бледно-голубых глазах загорелось что-то, напоминающее интерес. 

- Да. Это то, что нам надо. — спокойно сказал он и сгреб бумажки широченной самасленной рукой.

- Чего???

- Это то, что нужно технику из Штутгарта. Сейчас отправим ему скан. В среду будут документы.

- Как? – я была почти готова стукнуть его по складчатому лбу! Раньше-то почему не сказали, что им нужен этот ОТТС? Зачем было повторять это страшное буквосочетание СОС, и требовать эту непонятную омологацию! У нас этот документ был на руках почти с самого начала! 

- Что ж вы сразу нам этот документ не привезли? — ответил на мои мысли Бассет-хаунд и тихо ушёл в недра сервиса.

Так это было. Теперь осталось только получить немецкие права, потому что российские действительны только полгода. Но, чувствую я, это будет отдельный большой эпос. 

А вот подробную инструкцию по постановке на учёт в Германии изделие российского автопрома опубликую завтра. Вдруг пригодится кому.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic